Вальхалла Вал(ь)халла, Вал(ь)галла (др.-исл. Valhöll) в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов.
По легендам, представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные гурии и ублажают воинов до утра.
Вальхалла по убеждениям христанства и крестителей Севера Европы является адом. Асы были отождествлены с демонами. Эйнхерии (герои) - с великими грешниками. Принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.
Хеймдалль Хеймдалль (др.-исл. Heimdallr) — в германо-скандинавской мифологии бог из рода асов, сын Одина (возможно приёмный).
Хеймдалль — страж богов, охраняющий мост-радугу Биврёст на границе Асгарда и Мидгарда от великанов-ётунов. Он видит и днем и ночью на расстоянии ста миль и слышит, как падают листья, как растёт трава в поле и шерсть на овцах. Он надежный стражник, поскольку совсем не нуждается во сне. Также, возможно, он был «прародителем человечества».
Его зубы из чистого золота, а у его пояса висит золотой рог Гьяллархорн, звук которого будет слышен во всех уголках мира. Звук его рога возвестит о начале Рагнарёка.
Он сын девяти разных матерей (возможно, девяти дочерей Эгира, называемых девами волн). Жилище его называется Химинбьёрг (Небесные горы), а его конь — Гуллтопр (Золотая грива).
Одно из его имен — Hallinskíði (Изогнутый прут), так же упоминается как Баран в кеннингах, возможно ссылаясь на изогнутые бараньи рога. Прозвище Gullintanni (Золотозубый) Хеймдалль получил за желтый цвет зубов старых баранов. Третье прозвище Хеймдаля — Vindhlér (Пристанище ветра). Рагнарёк Рагнарёк (Рагнаро́к) в германо-скандинавской мифологии — гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хаотическими чудовищами.
Предвестием Рагнарёка явились смерть бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестёр»), моральный хаос. В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упоминается также трёхгодичная «великанская зима» (фимбульветер), предшествующая Рагнарёку.
Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, и повелительница загробного царства Хель, и коварный бог Локи вместе с инеистыми великанами — хримтусами и ётунами. Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар. Войско сынов Муспельхейма скачет по мосту Биврёст, который при этом рушится.
Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призывает страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн — «громкий рог». Перед битвой Один отправляется к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета.
Один сражается в битве с Фенриром и будет им убит, но сын Одина Видар тут же разорвёт пасть волка (или пронзит его мечом). Тор бьётся со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. Бог Фрейр сражается с Суртом и, отдав свой меч слуге Скирниру, погибает; Хеймдалль с Локи; Тюр с псом Гармом. Великан Сурт сжигает мир, при этом погибают все люди.
Но за гибелью мира последует его возрождение: выживают и селятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина — Видар и Вали, и сыновья Тора — Магни и Моди, которые наследуют молот Мьёльнир. Возвращаются из царства мёртвых и примиряются между собой Бальдр и его убийца — слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир и два человека — Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.
Пророчество о Рагнарёке сделано мёртвой провидицей Вельвой, которую специально для этого на время оживил Один.
Иггдрасиль Иггдрасиль (или Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.
Иггдрасиль покоится на трёх корнях. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона, один из корней уходит к асам в Асгард, второй — к инеистым великанам в Ётунхейм, третий — в Нифльхейм. Однако в «Речах Гримнира» Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хельхейме, и не о Асгарде, а о Мидгарде. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котел» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.
Позднейший миф рассказывает о мудром орле на верхушке ясеня, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, о четырёх оленях на ветвях его и о драконе Нидхёгге в колодце Гвергельмир, подгрызающем его корни. Белка Рататоск, прыгающая по дереву, беспрестанно переносит вести от орла к дракону.
|